Учебное пособие // Учебник // Медицина в России в XVIII веке

Учебное пособие // Учебник // Медицина в России в XVIII веке

Главные черты экономики и культуры в Рф в XVIII веке Развитие феодального сообщества в Рф в XVII веке вступило в новейшую стадию, тот или другой характеризовалась господством крепостничества, ростом товарного производства, предстоящим укреплением русского централизованного феодального страны. С XVII века наступил новейший период российской истории, иногда происходил процесс слияния целых российских областей, миров и княжеств в одно целое, вызываемый концентрированием аборигенных базаров в один-одинешенек всероссийский рынок. С XVII века в Рф появились капиталистические дела и складывалась российская буржуазия. Но в стране продолжал главенствовать феодально-крепостнический строй, тормозивший развитие буржуазных отношений- В рамках русского многонационального страны происходило формирование российской цивилизации.

В недрах феодально-крепостнического строя рос и возвышался новейший, буржуазный оболочка сообщества купечество. В отличие от почти всех государств Западной Европы развитие буржуазных касательств Рф XVIIпервой половины XVIII века происходило в типичных критериях усиления крепостнических отношений. Феодальное правительство, встречая меры к насаждению торговли и индустрии, целыми мощами и средствами отстаивало интересы главенствующего класса помещиков и оберегало крепостнические порядки, превращало в крепостных даже тех фермеров, тот или другой ранее имелись вольными. Усиление русского страны сопровождалось усилением крепостнического гнета.

Следствием этого имелось обширное развитие антикрепостнического крестьянского движения в Рф и на Украине (восстания Разина, Пугачева и др. ). Прогрессивную роль в развитии производительных сил и государственной культуры в Рф, в укреплении централизованного феодального страны сыграли реформы, проведенные Петром I в интересах помещиков и купцов. В стране делались казенные фабрики,- прокладывались дороги и каналы, появлялись городка, создавалась постоянная армия, строился морской флот и т.

д. Методом поощрения торговли, сотворения мануфактур, реформами и иными средствами правительство пробовало приспособить феодальные производственные дела и политический строй к нуждам развития производительных сил сообщества, сделать обстоятельства для развития индустрии и торговли, для ликвидации технической и военной отсталости крепостной Рф. Нельзя считать, что лишь собственная воля Петра I произвела в Рф этот переворот, следствием тот или другой имелось перевоплощение Рф в могущественное правительство. Царствование Петра I имелось одной из числа тех, совсем неминуемых в процессе общественного развития, эпох, иногда равномерно накопляющиеся количественные конфигурации преобразуются в высококачественные.

Этакое перевоплощение постоянно совершается средством скачков. При Петре I длился процесс становления новейшей культуры, начавшийся в предыдущую эру. Процесс экономического развития Рф в XVIII веке сопровождался взлетом российской культуры, науки и искусства. Антифеодальные выступления и сначала крестьянские восстания XVII и XVIII веков пустили мощный толчок развитию в Рф прогрессивной публичной идеи, возникновению в среде передового дворянства и разночинцев антикрепостнических идеи, сначала просветительных, а потом и революционных.

. Формирование передовой общественно-политической и философской идеи в Рф XVIIXVIII веков имелось тесновато соединено с развитием в стране индустрии и торговли, ростом российской государственной культуры, появлением и развитием искусства, литературы, опытнейшего естествознания. Передовые мыслители Рф XVII и в особенности XVIII века устремлялись обосновать необходимость распространения просвещения и вольного развития научных познаний, высвободить науку от опеки церкви, привлечь интерес к исследованию естествознания в целях применения приходных ресурсов для прогрессивного экономического развития Рф. 3 отношения с сиим фаворитные представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, устремлялись с практическому употреблению научных познаний.

Прогрессивные российские мыслители XVIII века сделали значимый шаг от религиозной идеи к светскому познанию. Но они не поднялись еще дореволюционного,антнкрепостнического мировоззрения. В XVIII веке, в особенности в его 2-ой половине, в Рф происхо-1ила упорная борьба передовых, материалистических идей более выдающихся представителей российской природной научной и общественно-философской идеи XVIII века с реакционными, идеалистическими идеями, тот или другой нередко насаждали и поддерживали в Рф основным образом иностранцы, представители в большей степени германской науки. Эта борьба мела классовый нрав.

Подавляющее большая часть российских ученых века имелись выходцами из трудовых оболочек народа, глядели на ауку как на средство просвещения народных масс, развития производительных сил и поднятия благосостояния народа. Любители реакционных теорий, деятели бюрократической верхушки, представители дворянско-помещичьего класса отражали интересы этого класса. В 1725 грам. имелась обнаружена Петербургская академия, куда имелись приглашены ученые-иностранцы.

Посреди главных академиков имелись этакие,, эторые публиковали службы по мед вопросцам. Так, Даниил опубликовал сочинения О движении мускул, о зрительном ;рвс, Леонард Эйлер службу по гемодинамике, Дювернуа и Вейт-эехт ряд анатомических служб. Экономические потребности вызвали необходимость расширения и образования армии, денежных и остальных реформ. реформах Петра I существенное интерес имелось уделено мед ремеслу.

Российские, ездившие в страны Западной Европы, в том числе сам етр I, вместе с кораблестроением, мануфактурами и школами знакомить там с клиниками, анатомическими музеями и выдающимися вра-МИ Голландии Петр I познакомился с передовыми докторами, слушал кции Бургава, заполучил у Рюйша за большую сумму его известную атомическую коллекцию, посетил Левеигука и ознакомился с его микро-опнческимм исследованиями. В XVIII веке в Рф особо выявилась потребность в большем число докторов, в главную очередь для ублажения нужд военных, служилого оряиства и нарождающегося купечества, а также для мед о-уживания фабрик и заводов, размещенных в участках, удаленных от мипистративных и культурных центров страны. В начале XVIII века в Рф имелись сделаны неизменные военные госпитали сухопутные для служивания армии и адмиралтейские для профилактики военного флота, госпиталь был обнаружен 21 ноября 1707 грам. в восточной доли Москвы, за Яузой рекой в участке для исцеления недомогающих.

Позже имелись сделаны госпитали для увечных боец в Петербурге,Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. В 1718 грам. обнаружены сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 грам. адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.

В 1721 грам. был размещен составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особенный раздел определял задачки и формы службы в морских госпиталях. В 1735 грам. был издан особый Генеральный регламент о госпиталях.

В распорядке отчетливо виден передовой нрав госпиталей. Во главе каждого госпиталя стоял доктор, хозяйственная количество госпиталя покорялась мед. Водворялись неотклонимые патологические вскрытия мертвецов погибших в госпитале, рекомендовалось мастерить зарисовки целых более увлекательных в мед отношении нездоровых и препаратов. В 1745 грам.

по аннотации для госпитальных школ Рф подчеркивалось научное и практическое значение вскрытий. В 1754 грам. мед канцелярия составила иную аннотацию, где уточнялись формы службы патологоанатома. В XVIII веке российская наука в области медицины и мед образования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, главенствовавшим на мед факультетах почти всех институтов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для тех пор Лейденским институтом.

В отличие от остававшегося в процесс итого XVII века схоластическим, аккуратно книжным, обучения имеющихся медиков медицины на мед факультетах западноевропейских институтов, госпитальные школы Рф с главных лет собственного существования выстроили обучение имеющихся докторов фактически. Организуя мед образование, Наша родина и одалживала этот передовой и еще не признанный по тому медли способ обучения студентов у кровати больного. Не случаем потому школы для подготовки докторов в Рф имелись сделаны при госпиталях. Задачка подготовки докторов в XVIII веке имелась в Рф разрешена необычным, самобытным методом: был сотворен новейший вид высшего учебного заведения для подготовки докторов школы на основанию больших госпиталей.

Российские госпитальные школы XVIII века. 1-ая госпитальная школа на 50 воспитанников имелась организована в 1707 грам. при Столичном сухопутном госпитале. В 1733 грам.

имелись обнаружены подобные школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштадте госпиталях по 10 подлекарей и 20 воспитанников в каждом. В 1756 грам. контингент учащихся в Петербургском сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском до 30 воспитанников. В 1758 грам.

имелась обнаружена рассчитанная на 15 воспитанников школа при Колывано-Воскресенском заводском госпитале, выпустившая около 160 докторов. С 1788 по 1796 грам. была госпитальная школа при Елисаветградском госпитале, выпустившая 152 доктора. Столичный госпиталь Петр I поручил строить и организовать голландскому доктору Николаю Бидлоо, воспитаннику Бургава, племяннику анатома, атласом тот или другой воспользовался сам Петр I.

Ему Петр I поручил организовать при госпитале и школу для подготовки докторов. В качестве педагогов в госпитале имелись приглашены докторы-иностранцы, неизвестные с русским языком, обладавшие вероятность преподавать лишь па латинском и иностранных языках (в большей степени голландском и германском). Находившиеся на российской занятию докторы-иностранцы, опасаясь конкуренции, часто пробовали противодействовать подготовке российских российских докторов. Некие потому и советовали встречать в госпитальную школу только малышей проживавших в Москве иностранцев.

Посреди докторов-иностранцев находились даже этакие, тот или другой утверждали, что российские не способны усвоить необъятные познания, нужные доктору. Позже в 1715 грам. в письме Петру I говорил о этом: Почти все доктора рекомендовали чтобы я народу этого (российского) юноши не учил, сказующе что не возможешь сие процесс совершить. К чести Бидлоо идет отметить, что он верно сообразил те задачки, тот или другой перед ним ставились, и правдиво служил интересам Рф, решительно преодолевая противодействие докторов-иностранцев.

Бидлоо не ужаснулся проблем и отыскал выход из положения: он заработал разрешение набирать в госпитальную школу слушателей из числа учащихся Славяно-греко-латинской академии и школ духовного ведомства, где учащиеся изучали греческий и латинский языки. В програмку преподавания в госпитальных школах имелись включены все теоретические и практические мед дисциплины в большем объеме, чем на мед факультетах иностранных институтов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия жителя нашей планеты с физиологией,, компонентами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, материя доктора, включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику,, фармацию и фармакологию. С преображением в 1786 грам.

госпитальных школ в медико-хирургические училища имелись введены химия, математика к физика. При госпиталях имелись организованы анатомические музеи и ботанические сады (аптекарские огороды). Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, главным числилось обучение хирургии. В курс [внутренних заболеваний входило ознакомление воспитанников с инфекционными, кожно-венерическими и ребяческими заболеваниями.

С 1763 грам. имелось введено исследование акушерства. Старший и младшие доктора госпиталя водили лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, основной лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя управлял анатомической и хирургической практикой. Лекари водили с воспитанниками практические занятия по хирургии и внутренним заболеваниям.

В госпитальных школах обучались не только лишь по книжкам, воспитанники часто действовали в госпитале, где ежедневно от 100 до 2-ух сот нездоровых сущность. Учащиеся ухаживали за нездоровыми, подсобляли при перевязках, действовали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекар-гтвенных растений, присутствовали на операциях, судебномедицинских и татологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся зарабатывали пир окне знания и практические способности. Российские ученые в XVIII веке в первый раз в мире разработали и осущетвили на практике новейшую порядок мед образования, обеспечив юдготовку высококвалифицированных Докторов.

Выпускники госпитальных школ составили в Рф XVIII века главную массу деятелей ‘медицины сыграли огромную роль в развитии отечественного здравоохранения. Соответствующими чертами госпитальных школ XVIII века приходило: высочайший общеобразовательный ватерпас учащихся, прибывавших из чебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком, нлософией, почти всеми классическими творениями греческих и латинских писателей и философов, демократическое их происхождение, потому что в госпитальные школы поступали выходцы из не достаточно снабженных оболочек народонаселения (малыши маленького духовенства, лекарей, казаков, придворных певчих, торговцев, солдатские малыши и т. п. ).

Обучение в госпитальных школах длилось от 5 до 7 лет и кончалось серьезным общественным экзаменом: экзаменующийся, не считая ответов на вопросцы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним заболеваниям, своими руками в пребывании экзаменаторов создавал 34 операции на мертвеце. Докторы, заработавшие образование в госпитальных школах, занимали большое участок в российской медицине, в особенности в половине и 2-ой половине XVIII века. Они находились в составе работающих армий, имелись соучастниками почти всех научных экспедиций (Камчатской Беринга, Бразильской) и кругосветных плаваний российских кораблей в XVIII веке. Некие из их во 2-ой половине XVIII века замерзли педагогами в госпитальных школах.

Порядок обучения имеющихся докторов в Рф строилась и совершенствовалась в протяжении итого XVIII века- Начало положил в 1707 грам. Н. Бидлоо. В 1735 грам.

в Генеральный регламент о госпиталях имелась включена доскональная глава о госпитальной школе, где определены задачки и периоды обучения в ней. В 17531760 гг. П. 3.

Кондоиди и Мтр. И. Шеия улучшили преподавание анатомии и поликлиники, устроили клинические палаты, имелись введены неотклонимые вскрытия, преподавание акушерства и дамских заболеваний, изменен порядок экзаменов. В разработке вопросцев преподавания медицины во 2-ой половине XVIII века приняли функциональное роль почти все передовые докторы (П.

И. Погорецкий, А. Мтр. Шумлянский, Мтр.

Мтр. Тереховский и др. ). В 1782 грам.

Д. С. Самойлович, находясь во Франции, сочинил Речь к слушателям госпитальных школ Русской империи, где тщательно осветил задачки мед образования. В 1785 грам.

Мтр. Мтр. Тсреховский и А. Мтр.

Шумлянский имелись командированы с целью смонтировать и доставить четкие сведения о установке и организации высших мед училищ в различных странах Европы. Опосля данной поездки ними имелись разработаны предложения о улучшении мед образования с учетом расширившихся к баста XVIII века мед познаний и начавшегося дробления мед наук. Госпитальные школы как главная форма подготовки докторов в Рф просуществовали около 80 лет, т. е.

в процесс практически итого XVIII века. В 1786 грам. госпитальные школы имелись преобразованы в медико-хирургические училища. В 1798 грам.

имелись организованы медико-хирургические академии в Петербурге и Москве с наиболее необъятными програмками, с новеньким учебным планом. Основание Столичного института и мед факультета при нем. Беря во внимание необходимость умножения в Рф русских медиков и докторов, тот или другой чрезвычайно не достаточно, Мтр. В.

Ломоносов в 1748 грам. в проекте распорядка института при Петербургской академии строчил: Мыслю, что в институте неотменно обязано иметься трем факультетам: юридическому, мед и философскому (богословский оставляется синодальным училищам). То же в 1754 грам. Мтр.

В. Ломоносов советовал для организуемого Столичного института. Сразу Мтр. В.

Ломоносов выдвигал вопросец о присвоении Столичному вузу права создавать благородных студентов в ученые градусы. В 1755 грам. был обнаружен Столичный институт. С 1758.

грам. Керштенс стал читать тут лекции по физике для предуготовления тех, которые медицине учиться хотят, дальше в последующие годы химию, минералогию и химию в отношения с естественной историей обычных аптекарских фармацевтических средств, докторское веществословие. В 1764 грам. был приглашен доктор на кафедру анатомии, и мед факультет начал работать.

В 1765 грам. имелись наиболее метко определены задачки мед факультета. Мед класс либо факультет упражнение близкое обладает в рассуждении людского здоровья и жизни. В оном учатся практической и теоретической медицине, химии, ботанике, анатомии и хирургии и производятся из естественных подданных этакие люди, тот или другой как лекари и докторы гражданам близким подсоблять, о здравии их попечение обладать и таковым образом корпоративному благу в бесчисленных вариантах споспешествовать могут.

В Столичном институте в 1-ые десятилетия его существования набор студентов проводился не раз в год, а приблизительно разов в 3 года. Каждый доктор продолжал собственный курс в процесс 23 лет и только по окончании его начинал новейший для новейшего состава слушателей. Не обладая собственных клиник, мед факультет Столичного института в 1-ые десятилетия собственного существования ограничивался теоретическим обучением имеющихся докторов. С.

Грам. Зыбелии, преподавая внутренние заболевания, эпизодически демонстрировал нездоровых и только в баста XVIII века сумел в маленьком объеме поставить клиническое обучение. Во 2-ой псовине XVIII века Столичный институт приходил центром, вокруг тот или другой сосредоточивались видные представители отечественной мед науки, как российской науки и публичной идеи в целом. Мероприятия по организации мед поддержки популяции Рф в XVIII веке В линии административных реформ Петра I имелись мероприятия по мед процессу: имелась организована мед канцелярия, во главе ее с 1716 грам.

поставлен доктор, в линии городов обнаружены аптеки. В 1718 грам. в Петербурге организовали инструментальную избу для производства хирургических приборов. Замерзли применять и учить целебное употребление под минеральных источников в Олонецком кромке, Липецке и Старенькой Руссе.

Проводились мероприятия санитарного нрава: начали учесть рождаемость и смертность, появился надзор за пищевыми продуктами на базарах, имелись изданы указы о благообразье Москвы. Высочайшая заболеваемость и смертность народонаселения Рф, в особенности ребяческая смертность, волновали наилучших представителей медицины. В половине XVIII века проведены реформы в области здравоохранения: в 1763 грам. имелась организована Мед коллегия, увеличено число докторов в городках, обращено большое внимание на медицинское образование и подготовку докторов-профессионалов и педагогов.

В 17631771 гг. в Москве и Петербурге имелись обнаружены воспитательные жилища с родовспомогательными заведениями при их, служившими школами для подготовки повивальных бабок. В отношения с сечением на губернии проведены преображения во докторском процессе: сделаны губернские докторские управы, введены должности уездных лекарей. В 1775 грам.

в губерниях имелись сделаны указы публичного призрения, в ведение тот или другой имелись переданы гражданские больницы. В истории российской мед науки и мед образования в половине XVIII века видную роль сыграл Павел Захарович Кондоиди (17101760), грек по происхождению, привезенный в Россию в ранешном возрасте и вежливый в Рф. В 1732 грам. П.

3. Кондоиди закончил, мед факультет Лейденского института и, возвратившись в Россию, служил боевым доктором. В 1741 1747 гг. П.

3. Кондоиди был ассистентом генерал-начальника мед канцелярии и практически управлял мед процессом Рф. Спустя пару лет он опять был привлечен к управлению докторской администрацией и с 1753 грам. по 1760 грам.

был основным начальником Мед канцелярии. Кондоиди был главным в Рф выдающимся докторским админом: при нем имелись составлены бессчетные аннотации для военно-санитарного задевала, аннотации генерал штаб-медикам, дивизионным медикам, генерал-фельдмедику армии, боевым лекарям, по исцелению нездоровых оспой, корью и иными заболеваниями, сопровождающимися сыпью, о осмотре инвалидов либо неспособных к военной занятию и др. При конкретном участии П. 3.

Кондоиди имелась составлена российская военная фармакопея. Он показал инициативу в организации акушерского задевала и подготовки ученых акушерок. Полноценны награды П. 3.

Кондоиди в развитии и усовершенствовании порядка мед образования в Рф,, улучшении преподавания в госпитальных школах. По представлению Кондоиди Мтр. И. Шейным имелись переведены на российский язык и изданы на казенный счет учебники по анатомии Гейстера и по хирургии Платнера.

П. 3. Кондоиди организовал (опосля перерыва) посылку в иностранные институты докторов, закончивших госпитальные школы, для получения ступени доктора медицины, без тот или другой нельзя имелось замерзнуть педагогом в госпитальной школе. П.

3. Кондоиди ввел научно-докторские собрания (макет конференций и ученых мед сообществ), организовал мед библиотеку, был инициатором в разработке медико-топографических изображений и обозначал неизменное издание для публикации произведений докторов. Во 2-ой половине XVIII века Наша родина сыграла передовую роль в проведении оспопрививания в облике вариоляции. Это мероприятие не встретило в Рф противодействия, как имелось в неких странах Западной Европы.

Докторы и общественность Рф показали осознание значения вариоляции. Невзирая на затруднения в отношения с неимением на участках приготовленных тружеников, в Рф вариоляция заработала обширное распространение: организовывались прививочные пункты (оспенные жилища), печаталась научно-знаменитая литература. Это сказалось позже и в отношении противооспенной вакцинации. В 1795 грам.

Дженнер в Великобритании провел главную прививку, и в 1801 грам. в Столичном воспитательном жилище имелась проведена 1-ая прививка против оспы вакциной, полученной от Дженнера. В XVIII веке Наша родина перенесла немного эпидемий чумы. Большей распространенностью различалась эпидемия 17701772 гг.

, поразившая и унесшая максимум жертв в Москве и вообщем в Рф. Передовые отечественные докторы Д. С. Самойлович, А.

Ф. Шафонский, С. Грам. Зыбелил Таблица главного российского анатомического атласа, изданного п 1744 грам.

часто с угрозой для проживания дрались с заболеванием, изучали клинику и этиологию чумы. Вопросцы медицины и организации мед поддержки популяции занимали прогрессивную общественность Рф в XVIII веке: им уделялось существенное интерес в службах Свободно-экономического сообщества, учрежденного в 1765 грам. , в издательской деятельности Н. И.

Новикова, в творениях Мтр. В. Ломоносова, А. Н.

Радищева. Исследование печатных служб и архивных рукописей разговаривает о том, что во 2-ой половине XVIII века передовые докторы Рф (Н. Мтр. Максимович- Амбодик, Мтр.

Гамалея, Н. Карпинский, И. Протасов, Д. Самойло-вич.

Я. Саполовнч и др. ) разрабатывали вопросцы организации больничной поддержки, проведения санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий, сочиняли бессчетные медико-топографические изображения разных долей и городов Рф. Передовые идеи и бессчетные практические предложения российских докторов XVIII века, направленные на улучшение медико-санитарного профилактики народонаселения, в критериях самодержавно-крепостнического строя оставались в большинстве случаев нереализованными.

Мтр. В. Ломоносов. Значение его естественнонаучных открытий и материалистической философии для развития медицины.

Начало новейшей полосы в развитии науки и публичной идеи в Рф, появление целостной порядка материалистической философии соединено с именованием большого Мтр. В. Ломоносова. Глубоко исследовав и усвоив все ценное и положительное, что пустили естествоиспытатели и философы в странах Европы, Мтр.

В. Ломоносов отторг идеализм и метафизические разъяснения явлений природы, тот или другой в XVIIXVIII веках давались почти всеми учеными. Мтр. В.

Ломоносову имелась чужда средневековая схоластика. Слепое преклонение перед авторитетами, перед отжившими теориями он считал суровым тормозом в развитии настоящей науки. Мтр. В.

Ломоносов был энциклопедически интеллигентным естествоиспытателем-мыслителем, проложившим новейшие пути в самых разных областях научного познания. Его открытия и ббобщения намного обогнали современную ему науку. Мтр. В.

Ломоносов был выдающимся представителем естественнонаучного материализма XVIII века. Ломоносов считал неосуществимым существование пауки без опыта и наблюдения: Один-одинешенек опыт я ставлю выше, чем тыщу идей, рожденных лишь воображением. Но более принципиально, по его воззрению, осмысливание опыта и наблюдений, приведение в порядок, теория теорий и гипотез. Он осуждал нагой эмпиризм, неспособный из множества разрозненных фактов отдать обобщение.

Мтр. В. Ломоносов разрабатывал материалистическую теорию познания. Более соответствующей чертой его творчества имелась умнейшая способность к теоретическому мышлению, к обширным обобщениям экспериментальных предоставленных о явлениях природы.

Выступая как новатор, неустрашимо разбивающий имеющиеся в науке неправильные представления и устарелые традиции. Мтр. В. Ломоносов закладывал базы новейшего, научного взора на природу, материю и движение.

Он выдвинул догадку атомно-молекулярного строения вещества, при этом не как отвлеченную натурфилософскую концепцию, что делалось и до него, а как естественнонаучную догадку, основанную на предоставленных опыта. Эту догадку о строении вещества Мтр. В. Ломоносов поочередно развил в стройную научную порядок и распространил на все знаменитые в то пора физические и хим явления.

Мтр. В. Ломоносов обнаружил закон сохранения вещества. Начальная формулировка имелась :им дана в письме к Эйлеру в 1748 грам.

. потом в 1756 грам. в Размышлении о природе тепла. Совсем закон сформултрован в речи Рассуждение о твердости и воды тел в 1760 грам.

Развив учение о атомах и их движении, обнаружив и научно обосновав закон всепостоянства вещества и движения, Мтр. В. Ломоносов положил его в базу всеобщего закона природы и сделал из него почти все естественнонаучные и философские решения. Он отдал естественнонаучное и философское разъяснение положению материализма о согласье материи и движения.

Значение открытия Мтр В. Ломоносова имелось поистине громадно не только лишь для химии, да и для итого естествознания и материалистической философии. Обнаружив закон сохранения материи и движения, большой ученый отторг метафизическое положение о том, что движение грызть нечто наружное по отношению к материи и что потому оно может уничтожаться и возникать из ничего. Предоставленная им формулировка закона сохранения материи и движения включает: 1) идею сохранения движения, под знаком тот или другой развивалось в предстоящем естествознание XIX века, иногда был обнаружен закон сохранения и перевоплощения энергии; 2) идею неразрывности материи и движения, под знаком тот или другой развивается современное естествознание.

Материалистические философские воззрения Мтр. В. Ломоносова имелись тесновато соединены с его исследованиями и открытиями в области физики и химии. Эти исследования и открытия имелись естественнонаучным основанием материалистического мировоззрения Мтр.

В. Ломоносова. В близкую очередь материализм Мтр. В.

Ломоносова постоянно служил теоретическим источником в его научных исследованиях, в обосновании и развитии новейшего направления в естествознании, любители тот или другой придерживались стихийно-диалектического взгляда на природу. Зачатки стихийной диалектики вместе с сознательным материалистическим осознанием природы ясно проявились в мировоззрении Мтр. В. Ломоносова.

Оставаясь в рамках механистического материализма, он совместно с тем нанес значимый удар метафизическому мировоззрению, осматривая явления в природе в процессе их развития. Так, в службе О оболочках мира в 1763 грам. Мтр. В.

Ломоносов строчил о эволюционном развитии животного и растительного мира и сделал принципиальный решение, что меняются не только лишь отдельные тела, да и природа в целом. Выдающиеся открытия и неустрашимые теоретические обобщения Мтр. В. Ломоносова в естествознании имелись могучим идейным источником развития материалистического мировоззрения во 2-ой половине XVIII века и в следующие периоды.

Материалистические философские, естественнонаучные воззрения и общественно-политические демократические взоры Ломоносова оказали огромное воздействие на развитие естествознания и медицины в Рф. На долгие и длительные годы во 2-ой половине XVIII века и в XIX веке они имелись у воспитанников и последователей Мтр. В. Ломоносова научной базой развития отечественной медицины.

Ломоносов разъяснил процесс окисления и горения и сиим определил природу дыхания. Он был убежденным соперником теории невесомого флогистона, за 17 лет до Лавуазье в первый раз отчетливо определил положение о хим природе окисления. Количественные исследования хим состава разных веществ во эпохи Мтр. В.

Ломоносова лишь начинались. Систематическое употребление весов в хим опытах, тот или другой началось в половине XVIII века, в личике Мтр. В. Ломоносова отыскало 1-го из пионеров и бешеных сторонников.

Закон сохранения вещества, количественный анализ, объяснение действий горения приходили базой для имеющихся исследований физиологов и биохимиков. Мтр. В. Ломоносов подчеркивал значение химии для медицины.

Медик без довольного познания химии совершен иметься не может. Ею познается естественное смешение крови и питательных соков, ею раскрывается сложение здоровых и вредных едой. В. Ломоносов также подчеркивал необходимость исследования анатомии.

Ломоносов редактировал изготовленный его воспитанником, один-одинешенек из главных российских анатомов А. П. Протасовым, перевод анатомических терминов для атласа. В особенности принципиально для истории медицины сочиненное Мтр.

В. Ломоносовым в 1761 грам. обращение к большому муниципальному деятелю сих пор И. И.

Шувалову письмо О размножении и сохранении русского народа, в тот или другой он направил интерес на ряд вопросцев, связанных с состоянием медицины в Рф в его пора ‘. В этом письма Мтр. В. Ломоносов изобразил патриотизм и глубочайшее осознание вопросцев охраны народного здоровья и народонаселения.

Он отметил густую рождаемость РОССИЯ, нехорошую поддержка при родах, высшую смертность малышей при родах и в ранешном ребяческом возрасте, высшую заболеваемость и смертность малышей и взрослых, недочет мед поддержки как гражданскому популяции Рф, так и в армии. Ломоносов не только лишь указал на недочеты, да и поставил задачки улучшения мед поддержки популяции, роста числа докторов, целительных учреждений, аптек, составления и издания доступных для обширных кругов книжек о оказании поддержки при родах, о лечении малышей. Он призывал сделать лучше уход за детками, биться с антигигиеническими обычаями в быту, в частности связанными с церковными ритуалами, разглядел мероприятие по борьбе с ребяческой смертностью. Призывы Мтр.

В. Ломоносова во многом остались неосуществленными, но в линии пт, к примеру в отношении улучшения родовспоможения и подготовки повивальных бабок, передовые докторы 2-ой половины XVIII века (Н. Мтр. Максимович-Амбодик, Д.

С. Самойлович, А. Мтр. Шумлян-ский) в собственной докторской практической и санитарно-просветительной деятельности должно заветам Ломоносова.

Мтр. В. Ломоносов дрался против иностранных ученых, тормозивших развитие российской науки. Разоблачая антирусские тенденции в исторических и этнографических произведениях Грам.

Миллера, он строчил, что этот создатель преимущественно итого высматривает пятнышка на одежде русского тела, проходя почти все настоящие ее декорации. Водящая роль российских ученых XVIII века в разработке эволюционного учения. Вольф Каспар Фридрих (17341794) обучался медицине в Берлине и Галле. В 1759 грам.

он опубликовал диссертацию Теория зарождения, в 1764 грам. под этим же заглавием наиболее доскональный произведение ( )2. В Германии служба Вольфа не имелась признана, встретила резкую оппозицию со сторонки Альбрехта Галлера. Вольф не был избран на кафедру физиологии.

В 1764 грам. Вольф принял приглашение Петербурской академии, переселился в Россию и 30 лет до баста собственной жизни действовал в Рф. В то пора имелась знаменита теория преформизма, сообразно тот или другой числилось, что в яичке либо в сперматозоиде живет (заблаговременно интеллигентен, переформирован) в маленьком и свернутом облике сформированный организм и что развитие зародыша грызть лишь развертывание того, что живет. Вольф подверг критике эту метафизическую теорию преформизма и развил прогрессивную для тех пор теорию эпигенеза.

К данной теории Вольф пришел на основании собственных экспериментальных предоставленных по исследованию исходной стадии развития растений и животных. В собственной службе Теория зарождения Вольф проследил, как и иногда в растениях появляются листья, цветок и его доли, как и иногда образуются плоды и семечки. Зарождение отдельных органов животного организма Вольф исследовал на курином зародыше. В противовес метафизическим представлениям преформистов Вольф определил, что никаких преформированных, т.

е. иредуготованных органов ни у растений, ни у животных нет. Исследования куриного зародыша проявили, что, к примеру, сердечко зародыша возникает лишь опосля того, как сложились остальные, наиболее обыкновенные его доли. Вольф определил, что рождение и развитие каждого живого существа представляет из себя ие аккуратно количественное повышение, не обычный рост, а поочередный процесс возникновения все новейших и новейших органов, тот или другой в предстоящем усложняются.

Тем Вольф главным поставил на научную почву исследование личного развития организма (онтогенез). Роль Вольфа в развитии био науки в исторической подготовке эволюционной идеи высоко оцепил Энгельс. Типично, строчил он в Диалектике природы, что практически сразу с нападением Канта на учение о вечности галлактики К..

Вольф произвел в 1759 грам. 1-ое нападение на теорию всепостоянства обликов, провозгласив учение о эволюции. Но то, что у него имелось лишь умнейшим предвосхищением, приняло определенную форму у Окена, Ламарка, Бэра и имелось победоносно проведено в науке ровно 100 лет спустя, в 1859 грам. Дарвином Идею постепенного развития живой природы во 2-ой половине XVIII века выдвигал также российский ученый-естествоиспытатель Афанасий Каверзнев.

В собственном сочинении О перерождении животных, написанном в 1775 грам. на германском языке и потом на российском языке, Каверзнев высказал ряд догадок, предвосхитивших некие положения теории развития в биологии, в частности положение о том, что изменчивость животных обусловливается критериями наружной среды. Под воздействием критерий окружающей среды и еды облики животных с процессом медли претерпевают этакие глубочайшие конфигурации, что их сходу и выяснить нереально. Борьба передовых российских докторов XVIII века за самостоятельное развитие российской мед науки и подготовку российских докторов.

В XVIII веке в Рф происходила борьба передовых российских докторов за самостоятельное развитие российской мед науки и подготовку российских докторов. Эта борьба протекала в разных формах на разных шагах развития медицины в XVIII и XIX веках. Как в начале XVIII века при разработке госпитальных школ и комплекте слушателей для их при Бидлоо, так и в баста XVIII века при разработке в Петербурге высшего мед учебного заведения, так именуемого Калинкин-ского института, российской молодежи приходилось биться за право обучаться медицине. К половине XVIII века из докторов, закончивших госпитальные школы и мед факультеты иностранных институтов, более профессиональные (Мтр.

Шеин, С. Зыбелин и др. ) дрались за право иметься педагогами в мед школах Рф. Целое столетие (с половины XVIII века практически до половины XIX века) тянулась борьба за право воспользоваться в медицине русским языком.

Многочисленны образцы борьбы за вероятность отечественным докторам занимать управляющие участка в клиниках и учебных заведениях, в научных и административных учреждениях. В 1764 грам. Мед коллегия признала равноправие российского и германского языков в преподавании в госпитальных школах: Отныне на будущность пора преподавание в госпитальных школах будет общественное, на российском и германском языке. И лишь в 1795 грам.

в Подготовительном постановлении о должностях учащих, учащихся имелось указано:… Доктор обязан знать совсем российский язык для четкого и вразумительного выражения собственных на оном идей при преподавании учения; в случае же необходимости, иногда такового найти будет нереально, разрешается понимающий фундаментально латинский язык, на тот или другой должен будет преподавать спустя 3 года (в продолжение 3 лет), в продолжение тот или другой обязан изучиться русскому языку.

Вследствие данной уступки почти все доктора не изучали российский. В главной половине XIX века. К примеру, Столичный институт в главной четверти XIX века для нужд студентов издавал переводы мед учебников с германского языка на латинский. В 1764 грам.

Мед коллегия заработала право присваивать докторам ступень доктора медицины, но в XVIII веке присвоили ее лишь 16 докторам, заработавшим образование в госпитальных школах. Не считая того, Мед коллегия присвоила звание доктора 8 ученым, прошедшим подготовку в адъюнктуре, а также И. Бушу и Я Саполовичу звание доктора без охраны диссертации и прохождения адъюнктуры. Мед факультет Столичного института заработал право присваивать ступень доктора медицины лишь в 90-х годах XVIII века.

В конце концов, в 18591860 гг. имелось разрешено оберегать диссертации на российском языке. Броским образцом борьбы имелись действия, связанные с открытием в Петербурге в 80-х годах XVIII века Калинкинского института для подготовки докторов, просуществовавшего недолго и в крайние годы XVIII века влившегося в творимую тогда Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1783 грам.

у докторов-иностранцев, стоявших во главе мед задевала в Рф, появилась мысль о учреждении в Петербурге (на основанию больницы у Калинкина моста) высшего мед учебного заведения, особенной школы для подготовки мед админов и педагогов. В проекте устава этого заведения искренно писалось: При распределении участков занятия фаворитные участка обязаны предоставляться ученикам этого училища. Поставив этакие задачки новенькому высокому мед учебному заведению, организаторы его с согласия верховодящих кругов Рф решили сделать Калинкинский институт легкодоступным только для германцев. В проекте устава предполагалось воспретить русским поступать в число студентов данной новейшей школы.

Узнав о этом проекте, Мтр. Мтр. Тереховский резко высказался против пробы сделать в Петербурге высшую мед школу только для германцев и предложил сделать Калинкинский институт аккуратно русским учреждением. Под воздействием протестов, последовавших за выступлением Мтр.

Мтр. Тереховского, правительство при утверждении устава Калинкинского института принуждено имелось сбить пункт о воспрещении русским поступать в число его студентов, но оставило иное ограничение, введя в институте преподавание целых предметов на германском языке. Неверно мыслить, что эта борьба с Василием в отечественной медицине докторов-иностранцев носила нрав собственной конкуренции. Не отрицая схожих частей в отдельных вариантах, мы в то же пора обязаны выделить, что в главном эта борьба обладала наиболее глубочайшие корешки, игравшие роль не только лишь в медицине, да и во целой культуре и науке Рф XVIIIXIX веков.

В разных фазах и эпизодах данной упорной борьбы, носившей классовый нрав, зарабатывала отражение борьба передовых материалистических идей более выдающихся представителей российской естественнонаучной и публичной философской идеи XVIII века с реакционными, идеалистическими идеями, насаждавшимися и поддерживавшимися в Рф основным образом представителями забугорной, в большей степени германской науки. Подавляющее большая часть российских ученых и докторов XVIII века имелись выходцами из трудовых оболочек народа, знакомыми с его положением и нуждами. Они глядели на науку, как на средство просвещения народных масс, развития производительных сил и поднятия благосостояния народа. Действовавшие в Рф иностранцы, ученые и докторы, в главном былые любители реакционных теорий, смыкались с дельцами бюрократической верхушки и сами нередко имелись из среды данной верхушки, поддерживали представителей дворянско-помещичьего класса и отражали интересы этого класса.

Начиная с крайнего десятилетия XVII века, при Петре I и в следующем, XVIII веке, в особенности во 2-ой его половине, царское правительство приглашало из остальных государств огромное число докторов-иностранцев и предоставляло им по сопоставлению с русскими медиками служебные и материальные достоинства и привилегии. В Мед коллегии и остальных муниципальных учреждениях, армии, госпиталях и клиниках, госпитальных школах, Столичном институте имелось максимум докторов-иностранцев, не знавших и не разумевших нужд российского народа. Почти все докторы-иностранцы, чуждые передовой науке вообщем и российской в индивидуальности, преследуя практически только корыстные цели, тормозили развитие передовой российской научной идеи и, не брезгуя никакими средствами, сколько могли, чинили препятствия передовым русским ученым. Докторы-иностранцы, опасаясь конкуренции, разными способами противодействовали развитию российской мед науки и творению кадров российских докторов, педагогов и ученых.

Бессчетные образцы сходственного дела к профессиональным русским докторам встречаются в биографиях К. И. Щепина, С. Грам.

Зыбелина, Д. С. Самойловича, А. Мтр.

Шумлянского и почти всех остальных докторов XVIII века. Естественно, посреди иностранцев, действовавших в Рф, имелись люди правдиво служившие русскому народу, разумевшие близкие задачки, сделавшие Россию неизменным участком собственной деятельности и оставшиеся тут до баста собственных дней (отец и сыновья Блюментросты, Н. Бидлоо, К. Вольф, П.

Паллас и др. ). Научная деятельность российских докторов в XVIII веке. XVIII век был принципиальным шагом в развитии медицины в Рф.

Это был период становления и роста российской мед науки, иногда в Рф возникла и живо развивалась научная медицина. Посреди докторов, способствовавших развитию мед науки, большую роль в XVIII веке сыграли ученики российских госпитальных школ. Отечественные докторы не только лишь имелись неплохими практическими медиками, обслуживающими. гражданское народонаселение и армию, да и почти все из их замерзли педагогами.

Во 2-ой же половине XVIII века почти все отечественные докторы близкими произведениями содействовали развитию мед науки. Большинстве диссертаций имелось защищено в иностранных институтах. За XVIII век ступень доктора медицины в иностранных институтах заработали 309 российских уроженцев и натурализовавшихся в Рф иностранцев. Из докторских диссертаций, защищенных в XVIII веке русскими медиками в иностранных институтах, больший энтузиазм доставляют 89 диссертаций учеников российских госпитальных школ, что разъяснялось широкой теоретической и практической подготовкой, приобретенной их создателями в госпитальных школах, по этому они глубоко и многосторонне решали вопросцы, выступали против идеалистических воззрений, употребляли опыт в собственных исследованиях, трактовали вопросец с материалистической точки зрения.

Таковыми имелись диссертации Мтр. Мтр. Тереховского, Мтр- Шумлянского, Д. С.

Самойлови а. А. Ф. Шафонского, К.

О. Ягель-ского и др. Эти диссертации не один раз реферировались в литературе тех пор и даже на сто процентов второй раз переиздавались за границей. Приобретенные создателями этих диссертаций сведения врубались в учебные управления и монографии.

Исследования российских докторов XVIII века не исчерпывались докторскими диссертациями. Докторы достаточно интенсивно водили исследовательскую службу, их бессчетные рукописи поступали в Мед канцелярию. В 1764 грам. Мед коллегией при П.

3. Кондоиди был издан особый указ, предлагавший целым докторам присылать научные произведения для издания их в Русских мед комментах. После чего поступление произведений возросло, но Мед коллегия и ее руководители докторы-иностранцы, бесчестно касаясь к близким обязательствам, не просматривали представленных научных произведений. К 1793 грам.

в архиве Мед коллегии находилось 463 рукописных сочинения русских докторов. Опосля пополнения Мед коллегии передовыми русскими медиками отношение поменялось. В 17931795 гг. все сочинения имелись осмотрены на конференции коллегии, распределены по качеству на 4 категории и 103 сочинения имелись признаны благородными издания, но лишь в 1805 грам.

был издан сборник, держащий 50 служб. В архиве Мед коллегии до нашего медли сохранилось наиболее тыщи рукописей, посвященных дилеммам инфекционных заболеваний и эпидемиологии, хирургии, внутренним заболеваниям, гигиене, ботанике, фармакологии и химии. Создатели этих рукописей, к примеру, изучили сибирскую язву, проказу, изучали токсикологию спорыньи, определяли пищевые причины, действующие на появление цинги. Посреди этих рукописей имется ряд ценных сочинений, отражающих последующие черты: рвение решить важные вопросцы практической медицины (инфекционные заболевания, гигиена, отечественное лечебное сырье) и употребление опытнейшего исследования природы.

В этих службах заработали отражение материалистические воззрения Мтр. В. Ломоносова, его учение о необходимости не только лишь вылечивать, да и предостерегать заболевания, признание значения опыта. Для мед литературы Рф XVIII века типично огромное число переводных сочинений.

В 1757 грам. Мтр. И. Шеин напечатал 1-ый перевод обширно всераспространенного учебника Гайстера по анатомии, в 1761 грам.

перевод учебника по хирургии Платнера. Службу Мтр. И. Шеина по переводу мед учебников и книжек на российский язык продолжали Н.

Мтр. Максимович-Амбодик, Мтр. Мтр. Тереховский, Ф.

И. Барсук-Моисеев и др. Для переводов выбирались обширно всераспространенные, фаворитные по тому медли учебники. К баста XVIII века на российском языке были учебники по целым мед квалификациям.

Знакомство с переводной мед литературой, написанной в Рф в XVIII веке, указывает, что этот переводной период российской научной мед литературы далековато не был обычным, а тем паче невольническим подражанием. Российские докторы, выступая в роли главных переводчиков, отчетливо ставили впереди себя задачки иметься функциональными в критическом восприятии современной им мед науки Западной Европы. Самостоятельность, оригинальность главных российских переводчиков XVIII века видны практически в каждом значимом переводном произведении. Создатели критически касались к тексту оригинала, опускали то, что не подходило их воззрениям, вносили в переводной текст значимые поправки, уточнения и замечания, часто дополняли текст близким мат-лом (предоставленными собственных наблюдений, мат-лами остальных служб).

Так, Мтр. И. Шеин в перевод иностранной книжки по хирургии включил истории заболевания из собственных наблюдении. Н.

Мтр. Максимович-Амбодик при переводе книжки о венерических (любострастных) хворях к 140 страничкам авторского текста добавил 60 страничек собственных примечаний. В крайние десятилетия XVIII века в Рф имелись размещены на российском языке огромные уникальные произведения и учебные пособия. В 17921794 гг.

издавался 1-ый мед журнальчик на российском языке С. – Петербургские докторские ведомости При чтении лекций и печатании учебников и научных сочинений на российском языке появились огромные затруднения в мед терминологии. Народный язык не мог передать почти всех компонентов мед терминологии и в XVIII веке переводчикам и создателям довелось творить мед терминологию на российском языке. В этом отношении максимум потрудились А.

П. Протасов, Мтр. И. Шеин, С.

Грам. Зыбелин. Н. Мтр.

Максимович-Амбодик максимум интереса уделял творению мед терминологии не только лишь в собственных сочинениях и переводах мед книжек, да и при составлении особых словарей. Он напечатал медико-хирургический, ана-томо-физиологический и ботанический словари. Главными чертами научной деятельности российских докторов XVIII века имелись материализм с вытекающими из этого касательством мед исследований с опытнейшеми, природными науками и энтузиазмом к сердитой порядку, патриотизм и демократизм. В развитии российской медицины в XVIII веке, в деятельности линии передовых ее представителей, шедших в идейном отношении за Мтр.

В. Ломоносовым, формировались материалистические принципы в борьбе с воздействием идеалистической реакции XVIII века (Лейбниц, Кант). Российские естествоиспытатели и докторы XVIII века выступали как поочередные любители идущих в ногу со временем им материалистических воззрений. Этакие выражения мы встречаем у видных докторов XVIII века С.

Грам. Зыбелина, Н. Мтр. Максимовича-Амбодика, А.

Ф. Шафонского и др. К примеру, огромную роль в пропаганде материализма в Рф в XVIII веке сыграл Словарь Академии Русской, где медиками А. П.

Протасовым и П. И. Озерецковским статьи на определения анатомические, физиологические и патологические имелись сочинены в согласовании с передовыми для тех пор материалистическими взорами. Материалистическая направленность передовых докторов максимум содействовала прогрессивному нраву их мед деятельности.

Для передовых российских докторов XVIII века типично рвение ввести медицину в круг природных наук, связать ее с достижениями естествознания. Знакомство С. Грам. Зыбелина, К.

И. Щепина, А. Мтр. Шум-лянского, Д.

С. Самойловича с физикой, химией, ботаникой дозволяло им грать из современного им естествознания все передовое. Ф. Грам, Политковский строчил:.

.. На ьсе порядка рекомендую глядеть объективными очами, коими обязаны руководствовать ум и опыт. Н.

Мтр. Максимович-Амбодик указывал: Умозрение с опытом деянием связано постоянным союзом, так что одно без иного грызть очень слабо и напрасно, а время от времени и негативно может быть…

Я как чужим, так и моим умствованиям мало верую, а по большей доли должно наблюдениям и опытам в натуре. Докторы-исследователи прислушивались к сиим советам и обширно употребляли опытнейший способ. В 1775 грам. Мтр.

Мтр. Тереховский, действуя над диссертацией О наливочных аннмаликулях, употреблял микроскопическое исследование. Д- И. Иванов в 1780 т.

в диссертации на предмет О происхождении межреберных нервишек отказался от общепринятых то пора взоров на строение пограничного симпатического ствола, откинул умозрительные теории, занялся препарированием нервишек, в первый раз употребил мацерацию тканей и доказал восходящее направление шейного и головного отделов симпатической сердитой порядка. Д. И. Пианов стоял на взыскательно материалистических позициях, не признавал магических сердитых флюидов ^якооы протекающих по нервишкам).

Российские докторы 2-ой половины XVIII века показали огромное интерес к сердитой порядку как к водящему звену в многофункциональных отправлениях организма. Интерес к вопросцам гигиены и здоровья народонаселения отличало передовых деятелей отечественной медицины XVIII века. Сочинения, общественные лекции и речи С. Грам.

Зыбелина, Н. Мтр. Максимович-Амбодика, Д. С.

Самойловича и др. посвящались гигиеническим предметам. В этих высказываниях, предназначенных не только лишь для докторов, да и для обширной аудитории, ставились вопросцы воспитания и охраны здоровья малышей, гигиены сельского народонаселения и т..

п. Создатели схожих сочинений находили знакомство со статистикой народонаселения в Рф и остальных странах, указывали предпосылки медлительного роста народонаселения Рф. Выдающиеся деятели отечественной медицины XVIII века. К.

И. Ще-пин. Константин Иванович Щепин (17281770) родился в Котельниче, обучался в Вятской духовной семинарии, Киево-Могилянской академии, потом жил в Константинополе, Греции и Италии, при этом овладел в совершенстве греческим, латинским и несколькими западноевропейскими языками. По возвращении в Россию Щепин был переводчиком в Академии и действовал по ботанике у акад.

С. П. Крашенинникова. В 1753 грам.

Щепин был послан в Лейден для предстоящего исследования ботаники. Он подразумевал замерзнуть ботаником, наместником С. П Крашенинникова, но иногда тот погиб, участок ботаника имелось предложено зятю видного немца. По-видимому, вследствие этих интриг К.

И. Щепин в 1756 грам. перебежал на занятие в Мед канцелярию, тот или другой оплатила Академии расходы, понесенные на командировку К. И.

Щепина. Мтр. В. Ломоносов строчил благодаря чему предлогу: Продали Щепина Мед канцелярии.

К. И. Щепин стал учить медицину. В 1758 грам.

он защитил в Лейдене докторскую диссертацию о растительной кислоте. В данной службе К. И. Щепин отдал анализ воздействия растительных кислот в еде жителя нашей планеты, указал профилактическое значение растительных кислот в борьбе с цингой и предвосхитил некие сведения современной витаминологии.

В тезисах к диссертации грызть догадки о гормонах, о нейро-гуморальной регуляции отправлений организма человека. После чего К. И. Щепин посетил Париж, Лондон.

Копенгаген, побывал у Линнея в Швеции и всюду совершенствовался в медицине. Возвратившись в 1759 грам. на отчизну, он недолгое пора действовал в ^Петербургском генеральном госпитале, откуда во пора Семилетней войны добровольно отправился в действующую армию, чтоб ознакомиться с чертами службы военного доктора. С 1762 грам.

К. И. Щепин преподавал анатомию, физиологию, хирургию, ботанику и фармакологию, имеясь главным русским педагогом в Столичной госпитальной школе. К.

И. Щепин был соперником диктовки, принятой в то пора почти всеми педагогами, что вызывалось неимением учебников. Он хлопотал о том, чтоб у слушателей имелись учебники Как педагог, он устремлялся знакомить аудиторию с новенькими достижениями медицины. Опытнейший языковед и переводчик, К.

И. Щепин преподавал на российском языке. Он требовал на необходимости приятного и практического преподавания, анатомию преподавал с демонстрацией мертвецов (на кадаверах). Сохранились его записки о методике преподавания мед наук.

Близкими нововведениями К И. Щепин нажил противников посреди управляющих госпитальных школ, был отстранен от преподавания и даже лишен права докторской практики. Он участвовал в ботанических экспедициях;принял роль в борьбе с эпидемией чумы, от тот или другой он погиб века заслуженно рассчитывается Семен Герасимович Зыбелин (17351802). С.

Грам. Збелинн обучался в Славяно-греко-латннской академии и оттуда в 1755 грам. был выслан студентом во опять раскрываемый Столичный институт. Опосля окончания корпоративного факультета в 1759 грам.

Зыбелин был ориентирован Лейденский институт, где в 1764 грам. закончил мед факультет заработал ступень доктора медицины. С 1765 по 1802 грам. С.

Грам. Зыбелин ее 35 лет преподавал на мед факультете Столичного института, читал в различные годы теоретическую медицину, анатомию, хирургию, этическую медицину и химию. С 1768 грам. один-одинешенек из главных С.

Грам. Зыбе- начал читать лекции на российском языке. Не считая преподавания студентам, С. Грам.

Зыбелин часто выступал с праздничными речами на годичных актах института и посвящал их 1личным вопросцам медицины. Эти речи Зыбелина (Слова по термино-щя XVIII века) обладали целью пропаганду мед сведений посреди разных кругов, опосля произнесения печатались и делались доступными. Словах Зыбелин высказывал передовые для собственного медли взоры лишь по вопросцам практической медицины и гигиены, да и по обширным философским вопросцам. Тема речей С.

Грам. Зыбелина разнородна: на афоризмы Гипократа, О деянии воздуха на жителя нашей планеты и о маршрутах, коим он в него заходит, причинах внутреннего союза долей меж собой, О полезности прививки оспы, О ущербе, проистекающем от держания себя в теплоте лишне, О сложениях тела людского и о методах, как предохранить от заболеваний, О правильном воспитании с детства в рассуждении тела, служащем к размножению в сообществе народа, О методах предупредить можнож немаловажную меж иными медлительного умнония народа причину, состоящую в неприличной еде малышам, заемой в 1-ые месяцы их жизни и др. С ранешнего периода собственной деятельности С. Грам.

Зыбелин зарекомендовал )передовым ученым, ставящим задачей разрешение более тяжелых вопросцев, связанных с исследованием мира и жителя нашей планеты. По воззрению С. Грам. Зыбелина, наука обязана узнать не только лишь наружную красу окружающих века явлений, но их внутреннее содержание, отношения, конкретные за годы существования.

Исследование и познание законов природы С. Грам. Зыбелин считал очень принципиальным для развития медицины, предостережения заболеваний и сохранения здоровья народонаселения. Он признавал беспристрастный нрав законов природы и призывал слушателей руководствоваться им и учить их.

В собственных произведениях он озарял главные трудности медицины: этнология заболеваний, наследственность, конституция и ее значение для здоровья малышей. В воззрениях Зыбелина отразились самобытность его суждений,, злоба идей, обширный кругозор и приверженность к прогрессивным еям. В собственном естественноисторнческом материализме, в упрямом про-зглашенин опыта первоосновой науки С. Грам.

Зыбелин был последователь Мтр. В. Ломоносова. Он отлично усвоил философские и научные везения большого ученого и в собственных службах опирался на его главные представлення о сути явлений природы и жителя нашей планеты.

В 1768 грам. С. Грам. Зыбелин предлагал в предводительницы ума выбирать природу, а не ее пристрастных толкователей.

Как и Мтр. В. Ломоносов, он считал, что в базе наших познаний обязаны лежать наблюдения и опыт и их осмысленное восприятие, а не предписывание природе собственных законов, основанных на отвлеченных от жизни представлениях. Совместно с тем службы С.

Грам. Зыбелина свидетельствуют о творческом усвоении им взоров Мтр. В. Ломоносова и предстоящем их развитии в медицине.

В Слове о действии воздуха в человеке и маршрутах, тот или другой в него заходит С. Грам. Зыбелин указал на материальный нрав и единство жителя нашей планеты с миром вокруг нас, подчиняемость его законам природы. Близкое Слово о причине внутреннего союза долей С.

Грам. Зыбелин окончил последующими словами: Не обязано рассуждать о вещах так, как их тот либо иной обрисовал сочинитель, но как природа оные произвела, а очам нашим доставляет. Лучше, чтобы все имелись преимущественно с натурою согласны и оной бы везде последовали, а не суемудренным близким умствованием предостерегали и вроде бы вооруженною рукой ей законы близкие предписывали, но сами б подчинялись и ум пленяли в ее повиновение, ибо неприятные ей разума изобретения быстро истлевают Особливо страждут науки очень максимум от тех, разговаривал он, которые либо любят древность представления, либо старость сочинителя, либо его знатность. Приводя в пример Гарвея, неустрашимо дравшегося за правоту собственных взоров, С.

Грам. Зыбелин призывал молодежь к отваги в научных исследованиях и к преодолению укоренившихся неправильных представлений. Преподавая теоретическую медицину, С. Грам.

Зыбелин начинал с физиологии здорового жителя нашей планеты, физиологической семиологии и диететики, потом объяснял патологию, патологическую семиологию и, в конце концов, терапию. Докторское веществословие и рецептуру Зыбелин преподавал с демонстрацией приготовления важных фармацевтических средств: под его управлением аптекари демонстрировали студентам приготовление фармацевтических средств. Осознавая недочеты преподавания медицины в Столичном институте, С. Грам.

Зыбелин ввел демонстрации нездоровых при чтении клинических лекций и показ тестов при чтении курса физиологии и патологии. Устремляясь организовать практические занятия студентов в самом институте, С. Грам. Зыбелин в баста XVIII века начал преподавание поначалу непредусмотренного, а с 1800/1801 учебного года включенного в учебный план курса консультативной медицины (медицину консульта-торию), в тот или другой упражнять будет собственных слушателей к распознаванию самих заболеваний, так и предусматриваннн следствий от их, присовокупляя при всем этом и исцеление оных.

Теоретический нрав преподавания, неимение в Столичном институте собственных клиник для практического исследования медицины тормозили развитие мед образования и подготовку докторов. Для того чтоб ликвидировать этот недочет, в крайнее десятилетие XVIII века студентов мед факультета Столичного института замерзли обращать для практической службы с нездоровыми в Столичный военный госпиталь. В 1-ое пора в госпитале не имелось определенного участка для практической службы и занятий студентов. Лишь в 1797 грам.

имелась выделена особая палата на 10 коек. Управлял данной палатой Е. О. Мухии, ставший потом доктором.

В XVIII веке малышей среднего и старшего возраста вылечивали терапевты. Потому в собственных речах С. Грам. Зыбелин останавливался на почти всех вопросцах гигиены и патологии ребяческого возраста.

С. Грам. Зыбелин выражал уверенность в способности долголетия жителей нашей планеты, тот или другой может превысить и целое столетие. Но, разговаривал он, это осуществляется чуть лишь в тысячном человеке.

Причину этого он лицезрел в ненормальных критериях жизни, вредных повадках, невоздержании, лени, непредвиденных приключениях, а также склонности к определенным болезням. Нестор Максимович Максимович-Амбодик (17441812) заработал мед образование в госпитальной школе в Петербурге, потом в Страсбургском институте, где в 1775 грам. заработал ступень доктора медицины. В 17761779 гг.

Н. Мтр. Максимович-Амбодик проводил практическую и преподавательскую службу по акушерству в Петербургском адмиралтейском госпитале, потом 2 года был лекционным медиком в Кронштадтском госпитале и преподавал физиологию, хирургию и фармакологию. С 1781 по 1800 он преподавал акушерство на российском языке в Повивальном институте при Петербургском воспитательном жилище, где учились повивальные бабки.

Н. Мтр. Максимович-Амбодик в 17841786 гг. опубликовал 1-ое на российском языке управление Искусство повивания либо наука о бабичьем процессе в 6 долях с атласом.

Это обширное управление по полноте и оригинальности до половины XIX века числилось наилучшим пособие и для докторов и акушерок. Н. Мтр. Максимович-Амбодик обширно использовал акушерские щипцы, а при обучении практическому акушерству ввел призраком.

В XVIII веке заболевания малышей ранешнего возраста входили в компетен-1ию докторов-акушеров. В согласовании с сиим пятую количество собственной книжки Искусство повивания Н. Мтр. Максимович-Амбодик предназначил уходу за детками и их воспитанию и отдал полностью оптимальные советы о превосходствах вскармливания грудных малышей материнским молоком, свежеоритогов -некоторыми питательными кашами, о проветривании комнат, где находятся малыши, о одежде для их.

Н. Мтр. Максимовичу-Амбодику принадлежит крупная роль в разработке едицинской терминологии, чему он содействовал не только лишь близкими Еереводами и сочинениями, да и составлением линии словарей. Александр Михайлович Шумлянский (1748 795) закончил школу при Петербургском адмиралтейском госпитале.

1осле этого обучался в Страсбургском институте, где в 1783 грам. защитил диссертацию О строении почек доставляющую самостоятельное научное исследование. А. Мтр.

Шумлянский был последоательным приверженцем экспериментального способа в естествознании, не ледовал слепо за авторитетами и строчил: Я не зарекаюсь словами какого-то учителя, но привожу тут то, что лицезрел. В собственной диссертации Мтр. Шумлянский зарекомендовал как передовой натуралист-экепериментатор, тот или другой неустрашимо шел своим методом к разрешению поставленной т научной трудности. Шумлянский обрисовал топографию и строение почки, при этом употребил новейший для тех пор метод инъецирования окрашенной застывающей массой отдельно лоханок почки спустя мочеточник и ее осудов.

Особенный энтузиазм потому доставляет 2-ая количество диссертации. Мтр. Шумлянского, где приведены результаты микроскопического иссле-. ования инъецированной почки.

А. Мтр. Шумлянский обрисовал. мальпигиево ельце, в первый раз разгадал его природу и определил, что оно доставляет обой сосудистый клубочек ( термин, в первый раз введенный ^.

Мтр. ШумляНским), обрисовал окружающую мальпигиев клубочек некото-ую кольцевидную границу (мембрану)то образование, тот или другой в 840 грам. благодаря наиболее абсолютной микроскопической технике наиболее ;етально обрисовал и именовал капсулой британский ученый Боумен. Дальше .

Мтр. Шумлянский обрисовал искренние и извитые канальцы почки, при этом строчил и на собственных рисунках отчетливо изобразил тот петлеобразный изгиб ючевого канальца, тот или другой во 2-ой половине XIX века был обнаружен гемецким анатомом Генле и назван его именованием. Близкими исследованиями А. Мтр.

Шумлянский опроверг существовавание ранее представление, что мальпигиево тельце приходит железой, и редположение Рюиша о конкретном известии меж артериаль-ыми капиллярами почки и почечными канальцами. А. Мтр. Шумлянский исал: Мы касаемся с наибольшим почтением к именам этих замечательных мужей (Малытиги и Рюиша), но мы не обязаны ради их жертвовать стнной.

Открытия А. Мтр. Шумлянского расширили правильные представления не только лишь о строении почки, да и о ее функции. В следующем эти ткрытия пережили необыкновенную судьбу.

При жизни А. Мтр. Шумляя-кого его диссертация переиздавалась в Западной Европе и цитирова-ась, что свидетельствовало о признании его наград. Отмечал это и родолжатель его служб британский доктор Боумен.

В Рф А. Мтр. Шум-яиский не заработал способности проводить последующие исследования основной клинической квалификации акушерству. В Рф открытия А.

Мтр. Шумлянского пару раз забывали. О их вспомнили в половине XIX века и опять запамятовали. Лишь в СССР был восстановлен ценность А.

Мтр. Шумлянского в открытии капсулы клубочка и петли искреннего канальца. Д. С.

Самойлов и ч. Данила Самойлович Самойлович (17441805) опосля присутствия в Киевской академии закончил госпитальную школу в Петербурге в 1767 грам. и потом 8 лет служил боевым доктором, проводя мероприятия по борьбе с чумой в Молдавии. В 17701771 гг.

в Москве Д. С. Самойлович деятельно участвовал в борьбе с чумой. С 1776 грам.

с группой юных докторов он был ориентирован в Страсбург и Лейден, где прослушал курс мед факультета и в 1780 грам. заработал ступень доктора медицины. Возвратившись на отчизну, Д. С.

Самойлович часто воспринимал роль в ликвидации эпидемий чумы в войсках и посреди гражданского народонаселения в южных участках страны. Д. С. Самойлович был горячим последователем Мтр.

В. Ломоносова в процессе естественноисторического познания закономерностей природы. Под воздействием Мтр. В.

Ломоносова Д. С. Самойлович поставил впереди себя задачку проэктировать в естественноисторическом разрезе трудности медицины. На основании огромного собственного опыта, знакомства с литературой вопросца и бессчетных собственных исследований он сделал необычную порядок воззрений.

Отказавшись от умозрительных порядков, Д. С. Самойлович опытным методом изучал чуму, пытаясь с поддержкою микроскопа решить вопросец о возбудителе чумы, определял пути передачи чумного заразного начала, обрисовал больницу заболевания, инспектировал близкие наблюдения и догадки патологоанатомическими вскрытиями, усовершенствовал способы исцеления и предостережения чумы, сделал порядок противоэпидемических мероприятий. В собственных фактических и личных выводах Д.

С. Самойлович, ввиду несовершенства аппаратуры тех пор, пришел к ложным с точки зрения нашего медли решениям. Но в его службах чрезвычайно ценен опытнейший путь, тот или другой он шел в собственных исследованиях. Службы Д.

С. Самойловича по чуме заслуженно поставили его в число больших деятелей в истории эпидемиологии. Д. С.

Самойлович издал в Рф и Франции немного сочинений о чуме. Он был главным из российских докторов, опубликовавшим за рубежом не только лишь докторскую диссертацию, да и остальные произведения. В службах о чуме Д. С.

Самойлович показал себя как новатор, исследователь и отдал порядок взоров, резко выделявшихся от того, что имелось признанным в его пора. Д. С. Самойлович отторг жившее в то пора представление, что чума заносится на мир с остальных планет.

Он с поддержкою микроскопа находил возбудителя чумы, но дефицитность разрешающей возможности микроскопов XVIII века имелась предпосылкой ложного решения, изготовленного им. Д. С. Самойловича интересовал и патогенез чумы, последовательность в развитии явлений заболевания и местонахождение болезненных проявлений.

Вскрывая мертвецы погибших от чумы, он пробовал отыскать ответ на эти вопросцы. Основное участок в службах Д. С. Самойловича занимали вопросцы эпидемиологии чумы.

Посреди народонаселения и докторов тех пор имелись обширно всераспространены представления о чуме, как о совсем неизбежном бедствии, космическом явлении, божьей расправе, вследствие чего же при развитии чумы ужас овладевает человеком, подавленная психика понижает способность биться с чумой. В противовес этому Д. С. Самойлович оптимистически утверждал, что можнож пресечь распространение эпидемии, что с нею можнож биться.

В проекте лубочного рисунка о чуме, изготовленном Д. С. Самойловичем, он вызывал от живописцев, чтоб на рисунке был изображен светлый солнечный на днях, возмещенные листвой деревья с птицами на их, чтоб созерцатель сообразил, что чума не космическое явление, что природа не мучается. На этом же рисунке, не считая изображения больного, привезенного в госпиталь, обязана иметься сцена выписки из госпиталя выздоровевшего жителя нашей планеты, тот или другой санитары передают родственникам.

Самойлович усовершенствовал противоэпидемические мероприятия. Он лицезрел как народонаселение мучалось во пора эпидемий чумы от карантинов, охватывавших нередко необъятные участки, от свирепого сожжения жилищ, где имелись чумные нездоровые, и итого имущества, находившегося в этих жилищах, что часто водило к полному обнищанию Семен. Самойлович советовал ограничить употребление карантинов самыми необходимыми масштабами ‘и разрабатывал меры дезинфекции предметов семейного обихода, одежды. Следя беглые случаи бубонной чумы, излечения от нее посреди докторов и на собственном опыте испытав это, Д.

С. Самойлович по аналогии с оспенной вариоляцией, в то пора заработавшей распространение в Рф, предложил проводить подобные предохранительные прививки мед труженикам, обслуживающим чумные больницы. Он придавал огромное значение распространению мед познаний посреди народонаселения. Не считая указанного проспекта лубка-плаката о чуме, Д.

С. Самойлович перевел созданную для обширных кругов знаменитую книжку о родовспоможении и она имелась два раза издана знаменитым культурным дельцом 2-ой половины XVIII века Н. И. Новиковым.

Д. С. Самойлович полностью заслуженно добивался способности преподавать в госпитальных школах Рф. В 1783 грам.

он даже сочинил текст вступительной лекции Речь к воспитанникам госпитальных школ Русской империи, но эта (речь им так и не имелась произнесена, осталась написанной лишь во Франции в 1787 грам. В данной речи Самойлович обширно осветил вопросец о подготовке докторов, показал глубочайший патриотизм, призывал слушателей безпрерывно улучшать близкие познания и обогащать наблюдениями русскую науку. Он советовал высылать докторов за границу не со школьной скамьи, а лишь тех, кто теснее заполучил опыт, кто знает, чего же ему не хватает, что необходимо узреть в чужих кромках и перенять для отечества. В главную очередь нужно высылать лиц, проявивших энтузиазм к научному исследованию, чтоб не только лишь одалживать иностранную науку, да и знакомить сразу иностранных ученых со близкими достижениями.

Для диссертаций Д. С. Самойлович советовал избирать этакие предмета, разработка тот или другой может содействовать охране здоровья народа, ну и строчить их на российском языке. Мне даже как будто, разговаривал Самойлович, что иностранные институты, где они (российские докторы) заработают ученую ступень, будут наиболее польщены обладать эти службы на том языке, тот или другой с течением времени доведется чрезвычайно по вкусу европейским ученым.

С иной сторонки, разве не превосходнее будет для народа обладать столько-же научных произведений на собственном языке, сколько у него будет собственных прирожденных докторов. Для научных служб и диссертаций Д. С. Самойлович предлагал предмета, тесновато связанные с нуждами народа.

Он учил, что медицина служит для выгоды и блага народных. Разве не выгоднее имелось бы, что наши слушатели сочинили немного нужных книжек для собственных граждан, тот или другой они понадобятся, ежели чтоб они привозили с собой длиннейшие трактаты, напрасные как для страны, так и для самих создателей. Награды Д. С.

Самойловича имелись отмечены избранием его знатным членом линии академий и научных сообществ во Франции, Италии и Германии. Вследствие недоброжелательства и происков линии докторов-иностранцев Д. С. Самойлович не заработал заслуженного признания на отчизне.

Почти все современники не оценили его служб. Очень новенькими и смевши имелись его идеи, очень искренно и искренне он осуждал ученых, оберегавших обветшавшие взоры.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*